Topiary — [tö'pi-er’i] — узорные или выдуманные фигуры для ландшафта, искусство фигурной стрижки
деревьев и кустарников. Английское слово «topiary» происходит от др.-греч. τόπος — место
В латинском языке это слово — topiarius — a; -um; — (прил.) -относящийся к орнаментальному искусству.
Topiarius — ii; -m; — (cущ), — топиариус — садовник. Topiaria — ae; — (ж.р) — топиариа —
подразумевается орнаментальное искусство
Топиар — начавшееся в древности искусство фигурной стрижки деревьев и различных кустарников, придание
растениям различной формы, например животных, архитектурных сооружений, людей и т. п. Топиар
(англ. topiary) происходит от латинского topiarius — садовник ландшафтного орнамента
Процесс создания таких скульптур многолетний, очень кропотливый и трудоемкий, ведь «воспитывать» этих
зеленых «аккуратистов» надо сызмальства, постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем
поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой
анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост,
на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает
обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры - более простая задача,
но тоже требующая терпения и специальных знании
Оригинальной новинкой в ландшафтном искусстве являются растения, специально сформированные в виде
арки (из граба или тиса). Две половинки арки высаживают друг напротив друга, а вершины растений
связывают. Так может получиться живая пергола, а если половинки арок высадить по кругу, то выйдет
замечательная беседка. Особым видом топиарного искусства являются бонсаи. Восточные мотивы сейчас
довольно популярны в Европе. Бонсаи уместно размещать в японских садиках или как одиночное,
акцентное растение. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальный номер и цену
Упоминание об искусстве фигурной стрижки деревьев уходит своими корнями в Древний Египет и Персию.
Симметричные сады с мощенными камнем дорожками, роскошные фонтаны, декоративные кусты, тисовые
изгороди и замысловатые зеленые лабиринты… В Вавилонском царстве топиарное искусство вдохновило
мастеров на создание одного из семи величайших чудес древнего мира – знаменитых висячих садов
Семирамиды. А садовники Древнего Рима сооружали чудесные сады, огороженные зелеными изгородями,
населяя их диковинными существами из самшита. Родоначальником искусства топиари (от лат. topia -
фреска с изображением ландшафта, topiarus – садовод; от греч. topis - усадьба.) как такового считается
Кней Матий (Gnaius Mattius), друг императора Августа, живший в первом столетии до нашей эры
История сохранила для нас описание виллы, принадлежавшей древнеримскому политическому деятелю
Плинию Младшему (61-113гг. н.э.): «…вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от
глаз густой причудливо стриженой изгородью. Сзади расположена аллея …в форме круга, с орнаментом из
самшита в центре. …Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя
имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски появляются и исчезают,
среди плодовых деревьев…»
Вместе с римлянами-завоевателями искусство топиари, осваивая новые зеленые ландшафты, покоряет
Европу. Правда, суровое средневековье оставляет мастерам фигурной стрижки лишь территории,
окружающие замки крупных феодалов и сады монастырей. Зато чуть позже, в эпоху ренессанса,
практически каждый зажиточный хозяин в Италии считает своим долгом владеть изысканным садом.
Фантазия итальянцев безгранична, - обыкновенные кустарники, словно по волшебству, превращаются
в зеленые часовни, колоннады, фигуры животных; по зеленому парку степенно «прогуливаются»
созданные из листвы кардиналы, а папа римский раздает своей пастве благословения
Искусство топиари все больше набирает силу, XVII век уже известен как золотой для орнаментального
садоводства. В это время по заказу французского короля Луи XIV архитектор Андрэ ле Нотр создает
уникальный сад дворца Версаль вблизи Парижа, который по слухам, стоил около двух миллионов
франков и стал образцом для подражания у большинства европейских монархов
А в Англии увлекаются сооружением целых скульптурных композиций, вот литературное свидетельство об
одной из них: «…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного,
готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем»
(«Новый фруктовый сад» Уильям Лоусон 1618 г.)
Следующее, восемнадцатое столетие отмечается резким, даже болезненным протестом в адрес топиари и
стремительным возвращением к естественному садовому пейзажу. Гонение на искусство фигурной стрижки
доходит до крайних пределов, многие английские сады разрушаются и сжигаются. Живые изгороди и
самшитовые фигурки находятся в опале целых сто лет и только в девятнадцатом веке потихоньку
вновь проникают в пейзажные парки и сады европейцев. Оказывается, что два столь непохожих
стиля – естественный пейзаж и фигурная стрижка могут неплохо уживаться вместе,
создавая редкие эклектические садово-парковые композиции
Новый виток в развитии искусства топиари происходит в Северной Америке. Именно здесь для создания
зеленых скульптур впервые применены проволочные каркасы. У топиарного искусства открывается второе
дыхание. Металлические конструкции для топиари позволяют добиться особой тонкости и изящества в
деталях. Именно благодаря каркасам из проволоки современные мастера садового дела могут использовать
растения, ранее для этого совсем не подходившие, воплощая в жизнь новые идеи и декоративные формы,
а садоводы-любители, не обладающие специальными навыками, получили возможность
самостоятельно создавать причудливые зеленые фигуры
Кто это шастает здесь без регистрации? Снег башка попадёт! Рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.