Первая из канатных дорог в современном понимании была запущена в Швейцарии в 1866 году и доставляла
туристов на смотровую площадку. В России дебют канатной дороги состоялся в 1871 году: использовалась
она для перевозки леса через заболоченную местность. А настоящий бум строительства подвесных дорог
пришелся на вторую половину XX века, когда активно начал развиваться горнолыжный спорт
1. Канатная дорога Гентинг (Малайзия): самая быстрая
Гентинг — город развлечений на высоте 2 000 метров над уровнем моря. Его называют Лас-Вегасом
Малайзии: здесь построено 20 фешенебельных отелей, несколько парков аттракционов
и даже единственное в стране легальное казино.
Помимо многочисленных хвалебных эпитетов Гентинг также может похвастаться
самой быстрой в мире канатной дорогой. Скорость движения подвесных кабинок составляет
6 м/с, и 3 380 метров, отделяющих Гентинг от нижней станции, которая находится
в поселке Куала Кубу Бару, путешественники преодолевают всего за 11 минут
Империя Гентинг — детище китайца Лим Гох Тонга. Когда он впервые озвучил идею строительства
высокогорного курорта, его подняли на смех: в конце 1960-х местность покрывали девственные
тропические джунгли. Но Тонг продолжал упорствовать, и в 1971 году открыл свои двери первый отель.
Затем заработало казино, после чего в Гентинг повалили толпы приезжих
Большая часть маршрута канатки, открывшейся 21 февраля 1997 года, пролегает над джунглями,
и в безоблачную погоду с высоты можно разглядеть снующих внизу обезьян
Стоимость проезда: 10 малазийских ринггитов ($3) в обе стороны
2. Канатная дорога Гульмарг (Индия): самая высокогорная
С 1948 года Кашмир является яблоком раздора в отношениях между Индией и Пакистаном. Две страны
более полувека делят спорные территории, из-за чего регион долгое время считался опасным для туризма.
В последние годы боевые действия в штате Джамму и Кашмир прекратились, и местные власти смогли
заняться развитием туристической инфраструктуры. Сегодня в штате насчитывается с десяток
туристических мест, и одно из них — Гульмарг — самый крупный горнолыжный курорт в Гималаях.
Именно здесь в 2005 году Соня Ганди запустила канатную дорогу, по сей день остающуюся самой
высокогорной в мире. Первая секция дороги начала функционировать еще весной 1998 года, и тогда
максимальная высота подъема составляла 3 100 м. Вторая секция позволила подниматься на высоту 4 114 м.
Общая длина канатки составляет 5 км, а пропускная способность — 600 человек в час. Кстати, до открытия
подвесной дороги лыжников в горы поднимали на вертолетах, что делало стоимость катания
во всех смыслах слова заоблачной
Стоимость проезда: разовый подъем — первая фаза 150 рупий ($2.7), вторая фаза — 250 рупий ($4.6).
3. Канатная дорога Sternensauser (Швейцария): самая страшная
Самая необычная канатная дорога в мире функционирует на швейцарском курорте Хох-Ибриг. Для того
чтобы прокатиться на ней, не нужно садиться в кабинку и держать наготове фотоаппарат — надо надеть
шлем и пристегнуться ремнями безопасности. Дело в том, что по подвесной дороге Sternensauser пассажиры
движутся под тяжестью собственного тела. Канатка представляет собой кабель, натянутый между
несколькими платформами на высоте 75 м над землей. Кстати, именно Sternensauser является
самой длинной кабельной дорогой подобного типа в мире.
Начало маршрута находится возле верхней станции кресельного подъемника и ведет вниз к станции,
расположенной в долине. Во время движения пассажир развивает скорость от 70 до 90 км/ч, благодаря
чему создается ощущение свободного полета. Говорят, что выброс адреналина во время спуска по
Sternensauser не меньше, чем при прыжке с парашютом
Единственным минусом кабельной дороги является то, что прокатиться по ней можно только в летний период.
К спуску допускаются взрослые и дети, достигшие девятилетнего возраста, ростом не ниже 130 см.
Допустимый вес пассажира — от 30 до 125 кг
Стоимость проезда: 70 швейцарских франков.
4. Канатная дорога на остров Сентоза (Сингапур): самая стеклянная
В 25 км к югу от Сингапура находится остров Сентоза, и говорят, что будущее государство начиналось
с расположенной здесь небольшой рыбацкой деревушки. Сентоза сегодня — это островной азиатский
Диснейленд, приманка для туристов и излюбленное место отдыха самих сингапурцев. Здесь есть парк
аттракционов, океанариум, а также три километра белоснежных пляжей.
Добраться до Сентозы можно общественным транспортом и даже пешком, но большинство приезжих
выбирают протянувшуюся над проливом канатную дорогу. О ее возведении правительство Сингапура
задумалось в 1968 году, и спустя четыре года она была запущена. Изначально на канатной дороге было
43 кабинки. Сегодня их число достигло 81, причем местная канатка стала первой в мире,
где начали ходить кабины, целиком сделанные из стекла
Но и этого сингапурцам оказалось мало. Для подвесной дороги, ведущей на остров Сентоза, они добились
определения «первая ювелирная»: в 2010 году были запущены семь VIP-кабин, крыша и стеклянные борта
которых украшены кристаллами Swarovski. Стоит ли после этого удивляться тому,
что канатная дорога — один из самых дорогих способов попасть на Сентозу
Стоимость проезда: 26 сингапурских долларов ($18.6) в обе стороны.
5. Татевская канатная дорога (Армения): самая длинная
16 октября 2010 года в Армении была запущена канатная дорога, получившая название «Крылья Татева».
А всего через семь дней ее занесли в Книгу рекордов Гиннеса как самую длинную в мире.
Первыми пассажирами канатки, протянувшейся на 5.7 км над ущельем реки Воротан, стали президент
Армении Серж Саргсян, Католикос всех армян Гарегин II, а также по одному ребенку
из ближайших семи деревень.
Строительство подвесной дороги было задумано в 2009 году как один из этапов программы «Возрождение
Татева» — средневекового монастыря IX века. В 1390 году в нем был учрежден университет, где
преподавались как богословские, так и светские дисциплины. В 1931 году монастырь сильно пострадал
от землетрясения, и восстановительные работы до сих пор не закончены.
Пока не появилась канатная дорога, добраться до Татева можно было только по ведущему вдоль обрыва
под углом 45° крутому серпантину, который зимой к тому же нередко размывало. Зато теперь туристы и
местные жители могут посещать Татев круглый год. Кабинки движутся со скоростью 37 км/ч
и преодолевают расстояние до монастыря всего за 11 минут 25 секунд.
Стоимость проезда: для местных жителей — бесплатно, для туристов — €6.
6. Канатная дорога Мисхор — Ай-Петри (Крым): самый длинный
безопорный пролет
В переводе с турецкого слово «яйла» означает горное плато. В прошлом пастухи пасли здесь скот, а в еще
более древние времена яйлам придавали магическое значение и устанавливали на них каменных идолов.
Сегодня слово «яйла» в русском языке чаще всего употребляется в Крыму, где одной из самых известных
является Ай-Петринская яйла. Добраться до нее можно на канатке Мисхор — Ай-Петри, за время подъема
по которой — а он длится около 15 минут — туристы успевают насладиться живописной панорамой
Юго-Восточного берега Крыма — от Судака до Фороса.
Строительство подвесной дороги растянулось на 20 лет. Старт ей был дан в 1987 году, а для всеобщего
посещения ее открыли годом позднее. Сегодня на Украине насчитывается около полутора десятков
подвесных дорог, причем большая часть из них находится именно в Крыму.
Но канатная дорога Мисхор — Ай-Петри считается уникальной. Между ее средней и верхней станциями
протянулся внесенный в Книгу рекордов Гиннеса самый длинный в Европе безопорный пролет:
на двух километрах нет ни одной промежуточной вышки.
Стоимость проезда: 120 гривен ($15) в обе стороны.
7. Гренобльская канатная дорога (Франция): первая в мире городская
Писатель Анри Мари Бейль, больше известный под псевдонимом Стендаль, писал о своем родном городе
Гренобле, что каждая улица заканчивается горой. На склоне одной из них расположена и
самая известная местная достопримечательность — Бастилия.
В начале XX века власти Гренобля задумались о том, как облегчить доступ к Бастилии и вместе с этим
обеспечить столицу французских Альп туристической изюминкой. Так родилась идея строительства
канатной дороги, которая навсегда изменила облик Гренобля.
29 сентября 1934 года громкий гудок известил горожан о старте подвесной дороги, которая стала первой
в мире городской канаткой. Очень быстро, подобно Эйфелевой башне в Париже, она превратилась
в символ Гренобля, которым остается и по сей день.
Первые пассажирские кабинки были вполне традиционными: большие «вагоны», вмещавшие до 21
пассажира. Но в 1976 году на смену им пришли созданные инженером Денни Кресселем маленькие
шестиместные шарообразные кабинки из плексигласа, которые очень скоро
окрестили пузырьками и космическими яйцами.
Стоимость проезда: €6,80 в обе стороны.
8. Канатная дорога Масада (Израиль): самая историческая
Масада — древняя крепость, построенная в горах Иудейской пустыни по приказу Ирода Великого в 25 году
до н. э. Здесь, в окружении неприступных скал, царь создал для себя убежище, где были устроены дворцы,
синагога, бани, склады провизии и оружия и даже проведен водопровод.
В 73 году н. э. Масада была взята римлянами, которые использовали ее как один из своих опорных пунктов,
а после падения Римской империи о крепости забыли до 1862 года,
когда археологи наткнулись на ее развалины.
Масада всегда привлекала туристов, но только после 1971 года, когда к ней была построена канатная дорога,
превратилась в одно из самых посещаемых исторических мест Израиля. До этого подняться
на вершину скалы можно было лишь по так называемой змеиной тропе,
которой в древности пользовались повстанцы, а в наши дни — археологи.
Канатная дорога, ведущая на вершину плато, считается самой низкой в мире: ее нижняя станция находится
на высоте 257 м над уровнем моря, а верхняя — всего на 33 м выше. Расстояние до вершины кабинка —
их курсирует по подвесной дороге всего две — преодолевает за несколько минут, постепенно
открывая все более и более захватывающий вид на окружающую пустыню и Мертвое море.
Стоимость проезда: 72 шекеля ($19) в обе стороны.
9. Пражская канатная дорога: самая старая
Ровно 120 лет назад была запущена самая известная канатная дорога Праги, ведущая на холм Петржин.
На сегодняшний день именно она считается самой старой действующей канаткой в мире.
Вид на Прагу с холма Петржин
Началось все с того, что в 1889 году Клуб чешских туристов отправился в Париж и был поражен видом
Эйфелевой башни. На холме Петржин построили ее копию, а затем решили провести к ней канатную дорогу,
которую построили за неполный год. Канатка — не подвесная, а вагончик на рельсах, приводимый в движение канатом, — с легкостью поднимала на высоту 102 м 50 пассажиров за раз,
причем тросы вращало водяное колесо.
В 1916 году петржинская канатная дорога прекратила свою работу из-за Первой мировой войны —
на долгих 16 лет. Только в 1932 году ее запустили вновь, сменив водяное колесо на электродвигатели и
удлинив до нынешних 511 м. Во второй раз канатная дорога остановилась в 1965 году, когда оползни
уничтожили часть рельсового трека. Жителям Праги пришлось ждать еще 20 лет, прежде чем знаменитый
фуникулер вновь смог доставлять их на вершину холма Петржин. Но зато с тех пор он включен в состав
городской системы общественного транспорта и останавливается лишь на время плановых осмотров
Стоимость подъема: 24 чешские кроны ($1.2)
10. Канатная дорога Complexo do Alemao (Бразилия): самая дешевая
Фавелы Рио-де-Жанейро давно и печально знамениты как самые криминогенные кварталы бразильской
столицы, опасные не только для туристов, но и для местных жителей. А передвигаться здесь проще всего
пешком, поскольку по здешним холмам и узким улицам общественный транспорт практически не ходит.
Поэтому власти Рио решили провести над шестью пригородами бразильской столицы канатную дорогу,
которая начала работать в июле 2011 года. Строительство заняло полтора года,
а затраты составили 210 млн реалов.
Канатка протянулась над фавелами на 3456 м и стала самой длинной городской канатной дорогой в мире.
По ней курсируют 152 кабины, способные перевозить до 3 000 человек в час
Местные жители имеют право на два бесплатных билета в день для проезда на Complexo do Alemao,
а тем, кто превысит этот лимит, придется заплатить за поездку 1 бразильский реал —
столько же, сколько платят туристы
Дополнительную актуальность подвесная дорога, которая может существенно облегчить доступ к
спортивным объектам города, приобрела в преддверии Чемпионата мира по футболу 2014 года и
Олимпийских игр 2016 года, которые пройдут в Рио-де-Жанейро
Цена проезда: 1 бразильский реал ($0.5).
11. Канатная дорога Манхэттен — остров Рузвельта: самая киногеничная
Несмотря на то что Нью-Йорк расположен в равнинной местности, американцы решили
и здесь проложить подвесную дорогу.
Канатка, соединившая в 1976 году Манхэттен с островом Рузвельта, должна была функционировать лишь
то время, пока достраивалась линия метро F. Но местным жителям так понравилось ездить по воздуху,
что подвесную дорогу не разобрали и после запуска подземки. Канатка закрепила за собой статус
полноценного городского транспорта, а также фактически стала первым в мире воздушным трамваем.
В 2005 году, во время забастовки транспортников, только подвесная дорога продолжала перевозить
пассажиров. Но в том же году произошел первый, а в 2006 году и второй инцидент, когда кабины воздушного
трамвая застряли над Ист-Ривер. Пассажирам пришлось провести над водой почти семь часов.
После этого транспортники закрыли канатку и занялись ее реставрацией. Через пять месяцев подвесная
дорога была запущена вновь, а все кабины снабдили одеялами, водой, запасом пищи и даже туалетом.
Воздушный трамвай, курсирующий по маршруту Манхэттен — остров Рузвельта, может претендовать
на звание самого киногеничного: увидеть его можно в таких фильмах, как «Ночные ястребы»,
«Леон» и даже в «Человеке-пауке».
Стоимость проезда: $2.5 в одну сторону.
12. Канатная дорога в парке Чжанцзяцзе (Китай): самая крутая
Китайский парк Чжанцзяцзе давно снискал популярность среди туристов. Во-первых, именно здесь,
среди скал Улинъюань, которые вдохновили Джеймса Кэмерона на создание «летающих гор»
в фильме «Аватар», находится гора Тяньмэнь, а в ней — легендарная пещера Небесные ворота.
Во-вторых, добраться до них можно по подвесной дороге, которую многочисленные путешественники,
однажды прокатившиеся по ней, окрестили «самой захватывающей» в мире. Местную канатку неслучайно
называют «дорогой в небеса»: на некоторых отрезках она поднимается вверх под углом 70°,
врезаясь прямо в облака. Добро пожаловать на Пандору!
Путь до вершины занимает около 40 минут, причем из-за перепада давления у пассажиров нередко
закладывает уши, а температура в кабине резко понижается. Часто над парком стоит густой туман,
что добавляет мистики окружающим пейзажам.
Те, кто все же рискнет преодолеть расстояние 7 455 м, увидят самую высокую в мире нерукотворную пещеру,
возникшую за счет эрозии скал. Местные жители верят, что она обладает сверхъестественными силами.
А спуститься с горы Тяньмэнь можно на автобусе по серпантину, который насчитывает ровно 99 поворотов.
Стоимость проезда: 48 юаней ($7.6) в одну сторону.